Рассказ женщины, посетившей свое село после его «зачистки»
Место интервью: Ингушетия
Время интервью: 9 февраля 2000 года
8 февраля 2000 г. опрашиваемая женщина, пришедшая за новостями на блокпост на административной границе между Ингушетией и Чеченской Республики в районе станицы Орджоникидзевская (там собирались журналисты, правозащитники и просто беженцы, встречающие выезжающих из зоны боев людей), неожиданно узнала, что в Катыр-Юрт начали запускать местных жителей. Не сообщая родственникам о своем намерении, она поехала туда. Женщина рассказывает, что на ее и соседних с ней улицах видела много трупов убитых людей. В одном из домов были убиты сразу 8 человек из одной семьи. Это были местные жители и среди них как взрослые, так и дети. Убитые находились в подвале. Во дворе другого дома она видела повешенного ребенка 2-4 лет. Он висел на воротах, и женщина видела это сама. Из семьи этого ребенка погибли еще пять человек, а мать ранена. Эта семья была не из Катыр-Юрта, они — беженцы, уточняет женщина.
В Катыр-Юрт, но уже из Ачхой-Мартана приехал и дядя женщины. Он-то и снял ребенка с ворот. По ее словам, в районной больнице лежат и ее раненые родственники. Из их семьи убит 20-летний молодой человек.
На дороге по ее улице тоже лежали люди. Она видела там три разбитые машины: «шестерка», «семерка», «Рафик». В них находились убитые. В «Рафик» попал снаряд. В его салоне были сгоревшие и не обугленные огнем трупы. Эти люди пытались уехать, но из села их не выпустили и убили прямо на дороге.
Женщина говорит, что она осматривала дома и на других улицах и переулках. В некоторых из них были убитые. Лежали они и на проезжей части. В одном доме убито пять человек и трое ранено, в другом, прямо на улице она наткнулась на труп 28-летнего знакомого. Она видела убитых мать и ее двухлетнего ребенка. А в одном из домов обнаружила коляску с мертвым грудничком внутри. Мать ребенка из Гехи, замужем за катырюртовцем. Сама она сгорела.
По словам женщины, в верхней части Катыр-Юрта ситуация была еще хуже. Но туда она не добралась. Там забирали в заложники мужчин, и, по ее словам, некоторых из них убили. Дом, где их держали, находится на окраине села. Из Катыр-Юрта 9 февраля вывезли 45 раненых. Но трупы там еще не начали хоронить. Село, по словам женщины, продолжают обстреливать. Вечером после ее ухода из Катыр-Юрта по нему был нанесен очередной артиллерийский удар.
Комментарий от Центра документации имени Натальи Эстемировой: Интервьюируемая женщина проживала в качестве беженки в Ингушетии. Начиная с 4 и 5 февраля 2000 года село Катыр-Юрт, уроженкой которого она является, подвергли бомбардировке и массированным артиллерийским обстрелам, после чего российские войска провели в нем и «зачистку». Операция длилась несколько дней, и ее результатом стала гибель десятков людей, в том числе и целыми семьями. Женщина плохо говорила на русском языке, волновалась и заметно нервничала, полагая, видимо, что ей не верят, когда задавали уточняющие вопросы.