Рассказ женщин, выехавших из Катыр-Юрта
Место интервью: КПП у станицы Орджоникидзевская на границе Ингушетии и Чечни
Время интервью: 10 февраля 2000 года
Женщина рассказывает, что едет из Катыр-Юрта. Там одни трупы, говорит она. Вмешивается другая свидетельница. Она пытается узнать у ведущей опрос правозащитницы, есть ли у чеченцев какие-нибудь права?
Приехавшая из Катыр-Юрта женщина продолжает свой рассказ. Она говорит, что почти все село сравняли с землей. Там практически нет целых домов, а трупы лежат на дорогах. Скотина валяется убитая. По ее словам, в Катыр-Юрт только что подвезли экскаватор. «На кладбище, — уточняет она, — на кладбище с краю (то есть на окраине). Я сама своими глазами это видела. Вот сегодня, 10 февраля к первому часу дня…»
Женщина говорит, что при обстреле села убита ее тетя по мужу. Сама же она из соседнего Валерика.
Подключается другая женщина, которая тоже из села Валерик, и, подтверждая слова первой, добавляет, что «дети не могли подняться, трое суток прошло, как их загнали в подвал»… Ее перебивает интервьюер с уточняющими вопросами. Женщина сбивается и говорит об умиравших в подвале на окраине Катыр-Юрта от голода детях.
Интервьюер успокаивает ее, женщина плачет и не хочет называть свое имя. В понедельник, начинает она, военные загнали их в подвал в чужом дворе. Она тоже там оказалась. Женщина была в гостях в Катыр-Юрте. Когда началась бомбежка, не смогла вернуться к себе домой. Как и другие, она пыталась выйти из-под обстрелов и побежала по направлению к Валерику, но стоявшие на окраине военные их не выпустили. Они направили людей во двор частного дома, где был подвал, и держали там несколько суток.
— Дети кричали, плакали. Умирали грудные дети, двухгодовалые, — говорит женщина.
Военные дали два часа одной из женщин на то, чтобы она принесла еды из Валерика. Это случилось после двух суток заточения, хотя рассказчица точно не может сказать, когда именно. Но ушедшая за едой или не смогла вернуться из-за обстрела, или не успела.
Собравшиеся на КПП люди пытаются получить объяснения от правозащитников. Спрашивают, почему они сами не поедут в Катыр-Юрт и не проверят на месте. Интервью сбивается. Кто-то говорит о трех расстрелянных братьях. Пожилая женщина на плохом русском языке сообщает о гибели двух матерей и четырех детей, а потом рассказывает о прилете на окраину Катыр-Юрта российского генерала В. Шаманова и его словах в адрес бежавших из Катыр-Юрта людей.
Подходит мужчина из Катыр-Юрта. Но женщины перебивают его. Интервью сбивается…
Комментарий от Центра документации имени Натальи Эстемировой: Аудио касается событий вокруг Катыр-Юрта. Начиная с 4 февраля 2000 г. российские войска несколько дней обстреливали его, а затем провели «зачистку». Операция в этом селе была одной из самых кровавых во всей второй российско-чеченской войне.